ETHNOCULTURAL ZONING AND TOURISM DEVELOPMENT IN THE MARI EL REPUBLIC OF TOURISM BUSINESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e opredelen krug voprosov, svyazannyh s etnokul'turnymi osobennostyami i razvitiem turizma v Respublike Mariy El. Avtorom predprinyata popytka ocenit' vozmozhnosti i perspektivy razvitiya etnoturizma v respublike. Otmechen blagopriyatnyy investicionnyy klimat v issleduemom regione. Vydeleny sderzhivayuschie razvitie turizma faktory – takie, kak opora na tradicionnye vidy turizma i medlennoe reagirovanie na izmenyayuschiesya zaprosy turistov. Provedeno etnokul'turnoe zonirovanie territorii Respubliki Mariy El s uchetom osobennostey tradiciy i kul'tury narodov, prozhivayuschih v regione, razvitosti turistskoy infrastruktury, sposobstvuyuschey etnokul'turnoy turistskoy specializacii vydelennyh rayonov. Avtorom predlozheny tri principa vydeleniya etnokul'turnyh rekreacionnyh zon na territorii issleduemogo regiona: geograficheskoe raspolozhenie i status stolicy kak administrativno-hozyaystvennogo centra (Central'naya etnokul'turnaya zona); kul'turnoe delenie naroda mari (Gornomariyskaya zona s centrom v g. Koz'modem'yanske i Morkinskaya zona s centrom v sele Shorun'zha); nalichie rayonov prozhivaniya narodov drugih nacional'nostey (Paran'ginskaya zona s centrom v poselke Paran'ga). V stat'e nashli primenenie empiricheskiy, opisatel'nyy i statisticheskiy metodov nauchnyh issledovaniy.

Keywords:
rekreacionnoe zonirovanie, Respublika Mariy El, kul'tura, turizm
Text

Введение.Туризм является важной сферой деятельности как для государства, так и для конкретного человека. В нестабильной экономической ситуации наших дней, не смотря не уменьшение туристских поездок в России, внутренний туризм остаётся более выгодной альтернативой подорожавших международных путешествий. В этих условиях регионы, не имеющие достаточной туристской известности, могут предложить новые, интересные направления развития туризма, связанные со спецификой и особенностями туристско-рекреационной сферы.

В связи с выгодным географическим положением, богатыми природными условиями, культурно-исторической самобытностью, способствующей развитию рекреационной составляющей, но недостаточным уровнем развития в регионе, этнокультурные особенности и туристский комплекс Республики Марий Эл как объект исследования представляют значительный интерес. Вместе с тем проблемы, сдерживающие развитие туризма, в определённой мере может помочь решить практика этнокультурного зонированияРеспублики Марий Эл – предмет настоящего исследования.Проведение подобного зонирования позволит определить наиболее привлекательные с точки зрения этнокультурной составляющей рекреационные районы, предложить наиболее интересные и перспективные направления и пути развития туризма в рамках указанных местностей Республики Марий Эл.

Следует отметить, что ещё в 60-е гг.XX в. была предложена концепция территориальных рекреационных систем. Она определялась как социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся как функциональной, так и территориальной целостностью [7, c. 134]. Вопросы туристского районирования также рассматриваются в рамках особенностей членения территории, в данном случае районы определяются по наличию у них особых рекреационных признаков.При этом выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков [1, с. 185]. Рекреационное зонирование – это процесс выделения однородных зон различных территорий со схожими рекреационными признаками [14, с. 149]. Основой данного исследования является этнокультурная составляющая, которая создаёт предпосылки для развития схожих видов туризма на выделенных территориях. В целом особенность рекреационного освоения любой территории заключается в том, что оно затрагивает и природные, и общественные явления и объекты. Это интегральный процесс, протекающий на их стыке: определённые предпосылки в виде благоприятных природных условий накладываются на соответствующие социальные и экономические потребности освоения, что при некоторых условиях ведёт к формированию рекреационной территории [8, с. 56].

Выделение этнокультурных рекреационных зон в Республике Марий Эл

Следует отметить, что уникальность Марийского края в историко-культурном и экологическом составляющих являетсядостаточно привлекательным фактором развития сферы туризма.

Быстроразвивающимся видом туризма является этнотуризм. Онстроитсяна объединении рекреационных ресурсов с памятниками культуры народов, проживающих в регионе. Как отмечают Н.С.Семкина, Т.А. Прокопьева,«отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически любой категории туристов: российским и иностранным гражданам, молодым людям, интересующимся историей, традициями и бытом своих предков, а также более старшему поколению туристов, имеющим различную мотивацию» [9, с. 106]. В зарубежной литературе, как отмечает В.А.Черненко[11, с. 11], в рамках культурно-познавательного туризма выделяют культурно-этнографический туризм, связанный с интересом к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству. Республика Марий Эл является уникальным примером интеграции ряда культур, их взаимовлияния и взаимопроникновения.

По экспертным оценкам Комитета по внутреннему туризму АТОР сделан вывод, что на современном этапе существуют все предпосылки развития туризма в Республике Марий Эл: историко-культурные и природно-рекреационные ресурсы, условия для инвестиционного климата. Последнее особенно важно в контексте развития туристской инфраструктуры в Марий Эл. При этом под инвестиционным климатом следует понимать степень благоприятности ситуации в республике по отношению к внутренним и внешним инвестициям, которые могут быть реализованы в туристскую инфраструктуру.

Инвестиционный климат регионов республики характеризуется следующими положительными оценочными критериями: природно-климатические условия и состояние экологических условий; качество трудовых ресурсов; географическое положение; политическая стабильность и администра- тивный ресурс; законодательная нормативная база; уровень правопорядка. Развитие туризма в исследуемом регионе сейчас находится на такой стадии, когда у прибывающих и потенциальных туристов возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям. Данные потребности достаточно легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их пребывания [5, c. 13].

Следует отметить, что через развитие наиболее привлекательных туристских объектов, в которых в наибольшей степени отражены возможности субъекта, можно добиться принципиально иных масштабов туристской деятельности в регионе. Логичным представляется предложить модель деления на этнокультурные туристско-рекреационные зоны в Республике Марий Эл. Данная модель может быть применена в отношении других регионов страны, имеющих потенциал с точки зрения этнографического и культурного туризма. Туристский потенциал включает в себя, прежде всего, памятники истории и культуры, которые могут находиться на территории особых охраняемых зон. Развитие рекреационной деятельности предполагает создание комплекса предприятий для путешественников и отдыхающих – это будет способствовать активизации хозяйственной деятельности на выбранной территории, обеспечит развитие и восстановление сельскохозяйственных отраслей, различных промыслов. Организация подобных туристских форм обслуживания (таких, как охотничьи и рыбачьи домики, гостиничные комплексы), безусловно, поможет создать новые рабочие места в сельской местности, улучшит социальные условия и будет способствовать развитию сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что в последнее время в Республике Марий Эл туризму уделяется значительное внимание, отмечается значительный рост как числа туристов и экскурсантов, так и объектов туристской индустрии.В целях повышения туристской привлекательности необходимо диверсифицировать различные направления туризма и уделять внимание развитию тех из них, которые в настоящее время интересны туристам и для развития которых территория имеет туристско-рекреационные ресурсы.Анализ состояния туристской инфраструктуры в Республике Марий Эл позволяет сделать оценку и провести районирование исследуемого региона, а также определить приоритетные районы для развития туризма и рекреации.

Основываясь на особенностях расположения историко-культурных доминант, наличия объектов туристской инфраструктуры, возможно выделение нескольких этнокультурных туристско-рекреационных зон в Республике Марий Эл. В качестве определяющих подходов были взяты несколько принципов, связанных с многогранной культурой народов, населяющих регион.

Первый принцип – географическое расположение и статус столицы региона как Согласно этому принципу возможно выделить Центральную этнокультурную зону республики. Данная этнокультурная зона, в которую входит столица Республики Марий Эл город Йошкар-Ола и близлежащие территории, вполне может стать центром историко-культурного и этнографического туризмаВ настоящее время в городе Йошкар-Ола происходит формирование центра туризма. Достаточно активно развиваются такие направления туризма и рекреации, как познавательный, спортивный и событийный. В свою очередь, развитие сферы обслуживания и увеличение количества предоставляемых услуг туризма, а также строительство предприятий туриндустрии способствует развитию гостиничного, ресторанного бизнеса и торговли.

В 1990 г. Йошкар-Оле был присвоен статус исторического города. Если говорить об объектах историко-культурного наследия, то значительная их часть размещена на небольшой территории, прилегающей к реке Малая Кокшага, а также в части, прилегающей к современному центру города. Данные объекты представляют собой комплексную застройку, отражающую различные периоды строительства города с XVIII по XX века[1].

Следует сказать, что современная Йошкар-Ола все больше позиционирует себя как центр культуры. Сегодня в городе работает филармония, пять театров, три кинотеатра, пять музеев, которые могут принимать туристские группы разной возрастной и социальной направленности. Все музеи активно работают с туристами, предлагая различные формы – от классической экскурсии до музейно-образовательных программ и мастер-классов, разрабатывают специальные маршруты и программы для индивидуальных туристов [6, с.224].

В городе Йошкар-Ола достаточно развита сеть учреждений культуры и искусства. Большой популярностью у горожан пользуются дворец культуры, центральный парк культуры и отдыха. Ежегодно учреждениями культуры проводится более 5000 мероприятий с охватом более 1,2 млн. чел.

Каждый год в Йошкар-Оле проходит праздник «Пеледыш Пайрем»(в переводе с марийского языка – «праздник цветов»). Он имеет статус общенародного в республике, но данный праздник так же отмечают и за пределами региона.

По различным данным,«Пеледыш пайрем» впервые был проведён в 1920 г. в с. Сернур. Он был приурочен к марийским календарным праздникам «Агавайрем» и «Семык». Одной из задач организации нового праздника было отвлечь марийцев от традиционных языческих верований и обрядов. Он сыграл большую роль в просвещении марийского народа. В настоящее время «Пеледыш пайрем» представляет собой воплощение национальной культуры народа мари.

Как правило, празднование состоит из двух частей. Во время официальной части происходит открытие праздника с поднятием флага, а также подводятся итоги весенних полевых работ. Вторая часть – развлекательная. Она включает в себя концерты, конкурсы, различные игры и аттракционы. В столице республики «Пеледыш пайрем» сопровождается массовым гулянием. Программа праздника включает в себя торжественное открытие, костюмированное шествие по главным улицам города,спортивные состязания, игры, конкурсы.

Следует отметить, что динамика количества участников этого национального событийного мероприятия показывает падение интереса к нему. Так, по данным Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, начиная с 2008 г. наблюдается постепенное уменьшение числа людей, принявших участие в данном мероприятии: в 2008 г. – 4,5 тыс. чел., в 2009 г. – 3,7 тыс. чел., в 2010 г. – 3,5. тыс. чел., в 2011 г.–3 тыс. чел., в 2012, 2013 и 2014 гг. – по 2 тыс. чел. Последние три года количество участников оставалось неизменным.

21 июня 2014 г. в день праздника был проведён опрос жителей и гостей столицы республики, цель которого заключалась в выяснении мнения населения о празднованиях «Пеледыш Пайрем». В опросе приняли участие 280 чел. В результате было определено, что в праздновании принимали участие 61% опрошенных респондентов.

На вопрос «Понравились ли Вам организация и проведение праздника?» ответы распределились следующим образом: 47% опрошенных понравилось все, 41% понравились отдельные мероприятия, 10% хотели бы добавить новые мероприятия, 2% не понравилась организация и проведение праздника.

Также анкетируемые должны были оценить по пятибалльной системе главные составляющие праздника. Культурно-развлекательная часть программы была оценена и участниками и гостями в среднем в 4,75 балла. Более низкий балл получила организация торговли – 3,62.

В ходе опроса были высказаны предложения и замечания респондентов по проведению праздника «Пеледыш пайрем».В целом, по мнению большинства жителей города, праздничные мероприятияпрошли организованно и весело. Большинство респондентов отметили, что на празднике было много сотрудников полиции; также дежурили бригады скорой помощи и пожарной охраны, МЧС. Однако часть гостей сказали о том, что было мало информации о празднике и его программе в республиканских СМИ.Большинство опрошенных отметили, что в этом году культурно-развлекательная программа была достаточно интересной, разнообразной: очень понравилось открытие праздника «Агавайрем»; особенно запомнилась «Марийская круговая»; понравились концертные программы, спортивные состязания; много положительных отзывов получила развлекательно-игровая программа для детей «Давайте поиграем» – особенно кукольный театр, конкурсы, катание на каруселях.

Врамкахреализациипроекта выделения Центральной этнокультурной туристско-рекреационной зоны, который позволит определить цели и задачи мероприятий, разработать планы их реализации, учитывая их специфику и место проведения, возможно говорить о привлечении большего числа участников праздников города, которые позволят возродить и поддерживать национальные традиции и обычаи народа мари. В данном случае праздник «Пеледыш Пайрем» выступает одним из перспективных направлений в реализации преследуемых целей. Это связано и с тем, что именно культурное наследие, культурная среда являются своего рода магнитом, притягивающим путешественников [2, c. 41]. Целью данного праздника может стать формирование образа Республики Марий Эл на международной арене в качестве особого региона с собственной культурной, религиозной и национальной средой. Как отмечается в докладе ЮНВТО «Культурный туризм в черте города»[2],разработка культурного продукта должна, насколько это возможно,ориентироваться на культурную и исторически заслуженную значимость конкретного города, так как культура должна исходить «от места», с тем, чтобы оставаться самобытной, и не может быть насаждена извне.

Второй принцип выделения этнокультурной туристско-рекреационной зоны предлагается связать с культурным делением народа мари. В составе марийцев, проживающих на территории Республики Марий Эл и прилегающих к ней районов, можно выделить горных, луговых и занимающих несколько обособленное положение между ними северо-западных марийцев[3].

Горные марийцы живут на правобережье Волги, в основном в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье Волги. Эта этнографическая группа складывалась в течение IX–XVI вв. вследствие сокращения контактов с основной частью расселившихся на огромной территории левобережья Волги марийцев. Она формировалась под влиянием этнокультурных традиций чувашей и русских, политических событий, связанных с присоединением Марийского края к России[4].

Горных мари объединяет общность территории, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выраженное этническое самосознание. Традиционными занятиями левобережных горных мари в дореволюционный период преимущественно были рубка, сплав леса и другие лесные промыслы. Правобережные горные марийцы занимались земледелием, животноводством, огородничеством, садоводством. Широкое распространение здесь получили крестьянские промыслы[5].

Горные марийцы выделялись не только особенностями в языке, народном костюме, но и большей, чем луговые мари, приверженностью к православию. В традиционной культуре горномарийцев больше, чем в других этнографических группах, отразилось влияние городской культуры.

В центральной и восточной части Республики Марий Эл проживают луговые марийцы (олык мари) – самая многочисленная группа мари. Основу группы составили компактно проживающие в междуречье Малой Кокшаги и Вятки в IX–XVI вв. территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя с названием рек. В ходе многовекового совместного проживания с удмуртами и татарами у луговых мари выработались общие, отличные от горных мари, особенности в языке, хозяйственной деятельности, быту, образе жизни, психологическом складе, менталитете[6].

Учитывая расположение центров формирования этнических групп марийцев, целесообразным является выделение двух зон этнокультурной туристско-рекреационной деятельности с точки зрения элементов и явлений хозяйственно-культурной общности населения: Горномарийская зона с центром в городе Козьмодемьянске и Моркинская зона с центром в селе Шоруньжа.

Город Козьмодемьянск представляет интерес в качестве культурно-исторического центра горных мари. Туристические ресурсы района отличает значительная историко-культурная направленность. В городе расположен Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, включающий в себя уникальный и единственный в стране этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова (скансен), где полностью воссозданы жизнь и быт марийского народа. На сегодняшний день в музее собрано около двух десятков деревянных строений, предназначенных для разных хозяйственных нужд. В общей сложности в музее хранится свыше 2000 экспонатов, рассказывающих о повседневной жизни крестьянина-марийца. Здесь можно увидеть старинные амбары, жилые избы, бани, которые топили по-чёрному, и ветряную мельницу. В музее проходят демонстрации использования старинных марийских орудий труда. Широко представлены образцы знаменитой горномарийской вышивки. Интерес также представляет музей купеческого быта, где собраны экспонаты кон. XIX – нач. XX вв., принадлежавшие купцам города, Краеведческий музей, Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева. В городе также имеется значительный опыт организации пешеходных экскурсий. Они включают в себя посещение музеев, знакомство с архитектурой исторической части Козьмодемьянска, уникальной деревянной резьбой на ряде зданий [3, с. 274].

С точки зрения развития этногра- фического туризма интерес представляет и сам Горномарийский район, где расположены древнемарийские городища и курганы, православные храмы и часовни. На территории района установлено несколько десятков аншлагов на местах, связанных с историей и культурой горномарийского народа, имеются исторические реконструкции: первобытной стоянки, древнего святилища, установлен камень Акпарса (древнемарийского князя). Большой туристский потенциал имеет литературно-художественный музей Н.В. Игнатьева – основоположника горнома- рийской литературы. Следовательно, на территории района вполне возможна разработка маршрутов с этнографической направленностью. Несколько таких маршрутов уже разработаны с участием студентов и преподавателей Поволжского государствен- ного технологического университета. Основной сегмент туристов, на которых будут рассчитаны эти маршруты, состоит из круизных туристов, жителей Республики Марий Эл и соседних республик. Однако для организации данного вида туризма на территории Горномарийской туристско-рекреационной зоны недостаточно развита инфраструктура – дороги, точки питания, места проживания, не хватает квалифицированных специалистов в области туризма.

Моркинская зона с центром в селе Шоруньжа – уникальное место, где сохранились почти в неприкосновенности многие старинные народные традиции: религиозные обряды, праздники, песни, танцы, вышивка. Большинство населения исповедует язычество – древнюю веру марийцев. Шоруньжа, находясь на границе с Республикой Татарстан, является одним из древних селений Моркинского района. Следует отметить, что этот район считается самым «марийским»: именно здесь в неизменном виде сохранились элементы традиционной культуры луговых мари, традиционная языческая религия, моркинский диалект, сохранивший в наиболее чистом виде особенности лугового наречия марийского языка. Данная зона охватывает фольклорно-этнографическоенаправление ввиду систематического проведения различных марийских обрядов, праздников, молебен в священных рощах по старинным обрядам, фестивалей, межрегионального фольклорно-этнографического конгресса, привлекающих гостей из Финляндии, Эстонии, США. Например, каждый год организуется древнемарийский обрядовый праздник-моление «Сярем (Сÿрем)» с участием местных жителей и гостей региона. Также Шоруньжа принимала республиканский фестиваль свадебных традиций. Туристы посещают мастер-классы по лозоплетению, вышивке старинных марийских узоров, рисованию на стекле. По результатам экспедиций в Шоруньжу финских делегаций прошлых лет были выпущены несколько книг на финском, марийском и английском языках, посвящённых народным обычаям и марийским женщинам, что представляет ценность для всех финно-угорских народов.

В Моркинском районе одной из главных достопримечательностей является деревня Чавайннур, известная своим этнографическим музеем. Деревня носит название в честь своего основателя – известного поэта С.Г. Чавайна и переводится с марийского языка как «поле Чавайна». Туристам предложена выставка быта и образа жизни народа мари – национальная одежда и крестьянская утварь (прялки, донцы, кудели, ступы, доски для стирки), ветряная мельница, утварь для марийского бортника и пчеловода, марийская вышивка на традиционной одежде.

Третий принцип выделения этнокультурной туристско-рекреационной зоны предполагает наличие отдельных районов проживания народов других национальностей. В отношении РМЭ таких народов два – русские и татары.

Параньгинская зона с центром в пос. Параньга является объектом сосредоточения татарской культуры. Район расположен в восточной части республики. Ежегодно в районе проводятся традиционные и национальные праздники «Сабантуй», «Гусиные посиделки», «Новый год», «Навруз», «Курбан байрам». В духовном возрождении жителей деревень района большую роль играет религия. По инициативе верующих построены мечети, восстанавливаются православные церкви, часовни, возрождается традиция проведения марийских молений в священных рощах. Растёт интерес к истории деревень и сел, возрождаются многие забытые традиции старины. В настоящее время идёт активно развивающийся процесс становления мусульманской субкультуры как части духовной культуры татар [10, с. 30].

Татарский народ никогда не изменяет своим вековым традициям: бракосочетание не проходит без «никаха» – помолвки по мусульманским обычаям, имянаречение – обряд присвоения имени новорождённому по мусульманским канонам. Стоит отметить, что похороны проводятся строго по мусульманским традициям. Традиционными также являются гусиные посиделки осенью, во время которых устраиваются интересные игры, водятся хороводы. Праздники проходят в районном Доме культуры. Кроме этого, в весенний и летний периоды молодёжь в Параньгинском районе вечерами устраивает игры – «Кичке уен».

 

Рис. 1 – Карта этнокультурных туристско-рекреационных зон Республики Марий Эл

(Цифрами на карте отмечены зоны: 1 – Центральная, 2 – Горномарийская,  3 – Моркинская, 4 – Параньгинская)


 

Данная зона перспективна для формирования имиджа неповторимых туристских дестинаций в рамках развития этнографического и событийного туризма. Параньгинский район входит в ряд регионов для развития туризма, и рассмотрен в проекте создания «Трёх этнографических деревень» в республике (деревня Ляжбердино).

Заключение. Основой туристско-рекреационного зонирования является значительный потенциал уникальных природных и исторических ресурсов, многоконфессиональности, этнонационального состава, который объединяет и связывает в единое целое территории Республики Марий Эл, а также их экономическое и социальное функционирование. В этой связи в рамках исследования была предложена модель зонирования территории республики с позиции наличия потенциала для развития этнографического туризма (рис. 1).

Следует отметить, что разработка и осуществление программ и проектов развития этнографического туризма должна осуществляться с учётом общих мировоззренческих подходов к развитию всего туристского комплекса конкретного региона. Впоследующем это все должно осуществляться через создание комплексных маршрутов, которые будут представлены в областных, республиканских, а также межрегиональных и федеральных программах развития туризма.

В рекреационном и туристском районировании Республики Марий Эл с точки зрения развития этнографического туризма в качестве районообразующих признаков были выбраны следующие: наличие туристско-рекреацион- ных ресурсов, культурное деление народов, наличие турцентра на базе столицы региона, многофункциональность его использования.

Таким образом, намипредлагается выделять четыре этнокультурные туристско-рекреационные зонына территорииРеспублики Марий Эл: Центральной, Горномарийской, Моркинской и Параньгинской.

Этнотуризм, безусловно, является актуальным и востребованным направлением развития внутреннего туризма. Он позволяет привлекать людей, интересующихся культурой и традициями различных народов. Туристское использование культурного наследия регионов с пользой и без ущерба – одно из главных направление работы российской туриндустрии сегодня.

[1] Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл // Информационный портал «Город Йошкар-Ола».URL: http://www.i-ola.ru/city (Датаобращения: 23.02.2015).

[2]City tourism & culture the European experience a Report produced for the Research Group of the European Travel Commission (ETC) and for the World Tourism Organization (WTO) by LAgroup & Interarts.Brussels, February 2005. 137 p.

[3]Марийцы. Историко-этнографические очерки: Коллективная монография. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 336 с.

[4]Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н.И. Сараева. Йошкар-Ола, 2009. С. 345.

[5] Там же. С. 348.

[6] Там же. С. 265.

References

1. Astashkina M.V.,Kozyreva O.N., Kuskov A.S., Saninskaya A.A.Geografiya turizma. M.: AL'FA-M INFRA, 2013. 432 s.

2. Bogaev A.V.,Pyatkina I.A.Rynok turistskih uslug Samarskogo megapolisa: monografiya. Samara: Izd-vo «Samarskiy municipal'nyy institut upravleniya», 2009. 168 s.

3. Vasina S.M. Perspektivy razvitiya istoriko-kul'turnogo turizma v Gornomariyskom rayone Respubliki Mariy El // Mariyskiy arheograficheskiy vestnik. 2010. №20. S. 273-276.

4. Gapanovich A.V. Rekreacionnoe zonirovanie territorii Kaliningradskoy oblasti // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. Kanta. 2014. №1. S. 148-158.

5. Kovyneva L.V.Regional'nyy turizm: monografiya. Habarovsk: Izd-voDVGUPS. 2005. 111 s.

6. Loginova N.E. Yoshkar-Ola - chudesnyy gorod: turistskiy brend Respubliki Mariy El // Turizm kak faktor modernizacii ekonomiki i razvitiya regionov: materialy I Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uch. Yoshkar-Ola: Povolzhskiy gos. tehnologich. un-t, 2015. S. 221-225.

7. Mironenko N.S.,Tverdohlebov I.T.Rekreacionnaya geografiya. M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1981.207 s.

8. Nikolaenko D.V. Rekreacionnaya geografiya. M.: VLADOS, 2001. 288 s.

9. Semkina N.S., Prokop'eva T.A. Perspektivy razvitiya etnograficheskogo turizma v Ros-sii // Vestnik Sochinskogo universiteta turizma i kurortnogo dela. 2010. №3. S. 105-111.

10. Urazmanova R.K. Prazdnichnaya kul'tura i kul'tura prazdnikov tatar. XIX - nach. XXI vv. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Kazan': Ihlas, 2014. 224 s.

11. Chernenko V.A.,Kolpaschikova T.Yu.Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Seve-ro-Zapadnom federal'nom okruge RF: monografiya. SPb.: Izd-vo SPbGUSE, 2012. 179 s.

Login or Create
* Forgot password?