Abstract and keywords
Abstract (English):
Natural tourist resources have long been a top priority with potential tourists. A vast majority of leisure- and recreation-oriented tours presuppose a usage of water tourist resources: beach activities, active water touring, fishing, etc. A number of RF regions are rich in tourist water resources, however, water touring, including cruising, remains one of the least developed sectors of the tourist industry, which is largely accounted for by the attraction infrastructure shortage. The article considers the peculiarities of the water touring clusters’ service space formation.

Keywords:
water touring, cluster, service environment, waterscape, infrastructure
Text

Ключевым природным туристским ресурсом наряду с климатическими ресурсами выступают реки, озера, моря и прочие водные природные ресурсы. Их наличие, состояние, интеграция в сферу туризма во многом определяют уровень развития туризма [2]. Регионы Российской Федерации обладают значительными водными ресурсами, ранее активно использовавшимися в туристских целях [5]. За рубежом наиболее известным видом кластеров являются морские кластеры, объединяющие разнообразные виды деятельности. Как правило, в состав морского кластера включают три сектора: традиционный, туристский и рыболовный. К традиционному сектору относят такие виды деятельности, как речное судоходство, морские агрегаты, оборудование, работы и услуги, флот и береговая охрана, оффшорные поставки, рекреационное и развлекательное судоходство, порты, кораблестроение, погрузочные работы. 

Туристский сектор морского кластера образуют прибрежная и морская рекреация, туризм. В составе туристского сектора морского кластера принято выделять два направления: прибрежный туризм, т.е. туризм не далее 10 км от берега, и круизный туризм. Эти сектора являются активными создателями новых рабочих мест и поддерживают занятость населения [7].

Водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т.е., по сути, складывается в качестве туристского кластера [8, 9]. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов предприятий определенных видов деятельности: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр. 

Рассмотрим ряд примеров развития морских туристских кластеров и определим пути становления их конкурентных преимуществ, важных в перспективе развития водного туризма в России. 

Туризм на Мальте развивался традиционно с 1960-х годов как основной вид деятельности в стране, он стал существенным источником доходов в ВВП страны (до 73%). За развитие туризма на Мальте ответственно финансируемое правительством агентство Malta Enterprise [10, 11]. 

References

1. Beidyk, A.A., and Novosad, N.A, Inostrannyi (v’’ezdnoi) kruiznyi turizm na severo-zapade Rossii [Foreign (inbound) cruise travels in North-West Russia]. Pskovskii regionologicheskii zhurnal [Pskov Regionology Journal]. - 2010. - №9.

2. Vapnianskaia, O.I., Platonova, N.A., and Fedulin, A.A. Razrabotka reitinga regionov Rossiiskoi Federatsii po urovniu razvitiia turizma [On developing a tourism development raiting framework for RF regions]. Regional’naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice].. - 2012. - 41(272).

3. Kropinova, E.G., and Mitrofanova, A.V. [Podhofy kaliningradskikh issledovatelei k raionirovaniiu dlia teselei turizma i rekreatsii [Modern tourism zoning approaches of Kalinigrad researchers]. Izvestiia Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Tula State University’s Bulletin. Humanities]. - 2010. - №1.

4. Mishkinis, G. Perspektivy razvitiia litovskikh kurortov i meditsinskogo turizma [Lithuanian resort and medical tourism: development prospects]. Retrieved on December 6, 2012 from http://www.sanatoria.ru/text.php?id=382.

5. Plis, V.V. Geografiia vodnogo turizma v Rossii [Russian water touring geography]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern scientific research and innovation]. - 2012. - № 3. Retrieved on January 22, 2014 from http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10339.

6. Stepanova, S.V., and Chubieva, I.V. Strategicheskie podkhody k upravleniiu turizmom v munitsipal’nykh obrazovaniiakh Respubliki Kareliia [Strategic approaches to tourism management in Karelian municipal entities]. Ekonomicheskie i sotsal’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends and forecast]. - 2009. - № 5.

7. An exhaustive analysis of employment trends in all sectors related to sea or using sea resources. Country report - Germany C3135 / August 2006. ECOTEC Research & Consulting Tina Weber. Priestley House. 12-26 Albert Street. Birmingham. B4 7UD. United Kingdom.

8. Nordin S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute/ Mid-Sweden University/ SE-831 25 Östersund, Sweden.

9. Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

10. The Tunisian Tourism Cluster. The Microeconomics of Competitiveness. Harvard University, May 2008.

11. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // http://www.scielo.br/pdf/bar/v2n2/v2n2a05.pdf (дата обращения 1.05.2013).

Login or Create
* Forgot password?