В статье дано определение понятию «промышленный сервис», рассмотрены специфические особенности сферы услуг промышленного сервиса и дана её классификация, а также показано, что в настоящее время наиболее востребованы услуги по восстановлению, модернизации и техническому обслуживанию оборудования предприятий и систем жизнеобеспечения. Для выполнения этих работ необходимо создание специализированных сервисных центров, в задачу которых может входить восстановление и модернизация оборудования, консультации, обмен бывшего в употреблении оборудования на восстановленное или новое, послегарантийное техническое обслуживание, диагностические работы, изготовление деталей оборудования по заказу. Авторами определены и обоснованы факторы развития сервисных центров, среди которых основными являются узкая специализация сервисных центров, разделение труда между функционалом заказчика и сервисного центра, а также крупные инвестиции в науку и разработку новых технологий. В статье показано, что важную роль в продвижении услуг сервисных центров играет развитая система маркетинга, предложен алгоритм работы сервисных центров с заказчиком, подробно рассмотрены все этапы, а также выявлено, что немаловажное значение имеет верная оценка возможных рисков. Правильная организация работы сервисных центров способствует формированию капиталоемкого и прибыльного рынка промышленного сервиса, в который будут вкладываться как крупные сервисные компании, так и их заказчики. Всё это позволит создать разветвлённую сеть специализированных сервисных центров, выполняющих качественные ремонтно-восстановительные работы с применением инновационных технологий и, как следствие, условия для устойчивого развития промышленного сервиса в Российской Федерации.
промышленный сервис, технологическое оборудование, специализированные сервисные центры, восстановление и модернизация оборудования
1. Войтоловский В.Н. Промышленный сервис в современных условиях: существо феномена // Вестник Российской академии естественных наук. - 2012. - № 2. - С. 79-82.
2. Сервис производственных систем с применением прогрессивных технологий: монография / А.Б. Гончаров, А.П. Голубев, А.Б. Тулинов, А.А. Корнеев. - М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2010.
3. Мамишев А.И. Особенности формирования системы промышленного сервиса // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - № 3. - С. 19-21.
4. Тулинов А.Б., Гончаров А.Б., Корнеев А.А. Основы сервисного обслуживания оборудования промышленных предприятий // Ресурсосберегающие технологии ремонта, восстановления и упрочнения деталей машин, механизмов, оборудования, инструмента и технологической оснастки от нано- до макроуровня: материалы 12-й Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Н.А. Соснина и П.А. Тополянского. - СПб.: изд-во Политех. ун-та, 2010. - С. 424-428.
5. Тулинов А.Б., Корнеев А.А. Инновационные технологии восстановления крупногабаритного производственного оборудования: монография. - М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2013.