Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отдельные аспекты экономики впечатлений, описанные Б. Джозефом Пайном II и Джеймсом Гилмором, активно используются предприятиями сферы услуг в различных направлениях практической деятельности. Впечатления становятся не только спутником предлагаемого продукта, но и самостоятельным продуктом, предлагаемым клиентам. Впечатления также становятся неотъемлемым элементом маркетинга и условием коммуникаций, отдельных решений в сфере менеджмента и сервисной деятельности. Следовательно, принятие решений о целенаправленных усилиях по формированию впечатлений клиентов, будет влиять на систему сервисной деятельности компании, ее устойчивое развитие. В настоящей статье автор определяет области приложения концептуальных аспектов экономики впечатлений при развитии предприятий сферы туризма и гостеприимства.

Ключевые слова:
продукт, предложение, впечатление, сервис, формирование, потребитель, туризм и гостеприимство
Текст

Постиндустриальная экономика, следствиями которой стали приращение потребительского выбора, тенденции кастомизации и персонализации продуктов, предлагаемых потребителю, развитие маркетинга и ожесточение конкуренции, а также ряд других факторов привели к усложнению потребительского поиска и выбора. Современный потребитель выбирает уже не столько функцию, и даже не бренд, а те ощущения и впечатления, которые он получит от использования продукта. По образному выражению А. Кузнеца, «экономика ежовых рукавиц» сменяется «экономикой прихоти» [4]. Сервис становится определяющим фактором в поведении потребителей, процессах потребительского выбора и пр. [1]. 

Этот феномен изучался многими учеными и практиками. В начале XXI века была разработана концепция экономики впечатлений, основанная на посылке «Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена» [7]. Этот постулат лег в основу разнообразных управленческих решений действующих предприятий сферы услуг как в сегменте В2С, так и В2В. 

Российские ученые также указывают на формирование экономики впечатлений, представляя эволюцию развития от индустриальной экономики к экономике услуг и далее, к экономике впечатлений. По мнению Д.А. Мозжухина, принципиальным отличием экономики услуг от экономики впечатлением является место впечатлений: если в первом случае они были необязательным дополнением к потребляемому продукту, то во втором – становятся неотъемлемым элементом процесса потребления, на который к тому же приходится все большая доля стоимости [6]. Более того, автор делает заключение, что появляется потребность во впечатлениях как объектах потребления. К основным видам впечатлений он относит развлечения, обучение, эстетику, уход от реальности, которые различаются по степени вовлечения потребителя в процесс потребления впечатления (активное, пассивное) и от типа связи между потребителем и впечатлением (поглощение, погружение). Следовательно, возможность впечатлений не ограничивается совершенствованием существующего продукта, они могут создавать и новую потребительскую стоимость. 

Список литературы

1. Арно А.В., Вапнярская О.И. Исследование изменений личного потребления с точки зрения сервисологии // Сервис plus. - 2011. - № 4.

2. Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни: материалы научно-практической конференции «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии». - Тула - Москва - Санкт-Петербург, 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/ (дата обращения: 20.10.2013).

3. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

4. Кузнец А. Образ новой экономики: экономика инноваций, экономика интеллекта, экономика впечатлений Электронный ресурс: URL: http://www.ldpu.org.ua/rus/liberalism/48879bda30376/ (дата обращения: 20.10.2013).

5. Легчаков А.А. Навигация в социокультурном пространстве как этап равновесия индивида в «экономике впечатлений» // Экономический журнал. - 2011. - № 1. - Т. 21.

6. Мозжухин Д.А. Инновационный менеджмент и экономика впечатлений: симбиоз или противоречие» // Науковедение. - 2012. - №1.

7. Пайн Б. Джозеф II, Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. - М.: Изд-во «Вильямс», 2005.

8. Пекар В. Введение в экономику впечатлений // Бюллетень «Топ клуба». - 2009. - №1 (8).

9. Петренко Е.С. Экономика впечатлений выведет рестораны из кризиса // Креативная экономика. -2009. - № 3 (27).

10. Рыбакова Ю.Л. Музеи как объект туристского интереса // Культурное обозрение: информационно-аналитический сборник. - 2011. - № 3.

11. Стальная В.А. Экономика «впечатлений»: особенности становления и проблемы развития отечественной индустрии развлечений // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1 (29).

12. Хорева Л.В., Гордин Л.В. Инновационный потенциал экономики впечатлений в контексте глобализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2011. - № 1.

Войти или Создать
* Забыли пароль?