Среди факторов развития туристской дестинации особое место занимает сотрудничество между субъектами сферы рекреации и туризма. Зарубежными специалистами приводится значительное число доказательств положительного влияния межфирменного сотрудничества и кооперации на функционирование и развитие туристской дестинации, что обусловливает необходимость комплексной оценки социально-экономической эффективности туристской деятельности, включающей в себя оценку эффективности взаимоотношений субъектов сферы рекреации и туризма. В статье предложен методический подход к исследованию социально-экономической эффективности туристской деятельности на региональном уровне, описаны основные этапы его практического использования: определение потребности в информации, сбор и обработка исходных данных, оценка показателей, анализ полученных данных и разработка управленческих решений. Представленная в его рамках методика предполагает оценку социально-экономической эффективности туристской деятельности региона (туристской дестинации) в трех взаимосвязанных аспектах: экономическом, социальном и эффективность взаимоотношений. Особое внимание уделено оценке эффективности межфирменных отношений в цепочке создания ценности туристского продукта как составляющей социально-экономической эффективности туристской деятельности. Комплексная оценка социально-экономической эффективности туристской деятельности необходима для анализа возможных путей развития сферы рекреации и туризма региона, разработки соответствующих стратегий, учитывающих как имеющиеся потенциальные возможности данной сферы, так и социально-экономическую эффективность от планируемых мероприятий. Кроме того, методика может быть использована в качестве контрольно-аналитического инструмента оценки выполнения плановых показателей эффективности реализации стратегий развития туризма в регионе. Практическое использование представленной методики оценки социально-экономической эффективности туристской деятельности возможно при проведении региональных, межрегиональных исследований, а также сравнительных исследований туристских дестинаций.
туристская деятельность, социально-экономическая эффективность, эффективность взаимоотношений
1. Даниленко, Н.Н., Рубцова, Н.В. Анализ состояния статистической базы туристской сферы региона и проблемы ее использования (на примере Прибайкалья) / Н.Н. Даниленко, Н.В. Рубцова. // Проблемы развития предприятий: теория и практика [Текст] : материалы 11-й Междунар. научно-практ. конф. 15-16 ноября. 2012 г. / [редкол.: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (отв.ред.) и др.] - Ч.2. - Самара: изд-во Самар. гос. Ун-та, 2012. - С.193-196.
2. Даниленко, Н.Н., Рубцова, Н.В. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма // Сервис в России и за рубежом (электронное периодическое издание). - 2012. - №6. Электронный ресурс: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number33/contents (дата обращения: 05.11.2014).
3. Даниленко, Н.Н., Рубцова, Н.В. Туризм и устойчивое развитие региона: социальный и институциональный аспекты: монография / Н.Н. Даниленко, Н.В. Рубцова. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2013. - 158 с.
4. Рубцова, Н.В. Содержание понятия эффективность туристской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №18(249). - С. 54-60.
5. Рубцова, Н.В. Цепочка создания ценности туристского продукта // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 40(271). - С. 46-53.
6. Рубцова, Н.В. Практическая оценка социально-экономической эффективности сферы рекреации и туризма (межрегиональные сравнения) // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2013. - № 2 (66). - С. 53-67.
7. Попова, Ю.Ф. К вопросу об измерении эффективности управления взаимоотношениями в цепочке создания ценности // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 35-55.
8. Ford D., Rosson P. The Relationships Between Export Manufacturers and Their Overseas Distributors. Understanding Business Markets: Interaction, Relationship and Networks. London, Dryden Press, 1997. - 68-81 p.
9. Morgan R., Hunt S. The Commitment - Trust Theory of Relationship Marketing. Journal of Marketing. 1994. Vol. 58. no. 3. - 20 - 38 p.
10. Walter A., Ritter T., Gemünden H.G. Value creation in buyer - seller relations // Industrial Marketing Management. 2001. Vol. 30. - p. 365-377.
11. Wilson, D. T., Jantrania, S. Understanding the value of a relationship / D. T. Wilson, S. Jantrania // D. Ford (ed.) Understanding Business Markets: Interaction, Relationships and Networks. Second edition. L.: The Dryder Press. 1997. - p. 288-304.