В статье рассматривается возможность и целесообразность управления развитием сервиса в регионе на основе кластерного подхода. С этой целью раскрываются теоретические подходы к определению сервисного кластера как экономической категории, а также к классификации сервисных кластеров. Проводится разграничение содержания терминов «региональный сервисный кластер» и «сфера сервиса региона» на основе сопоставления следующих характеристик: территориальные границы, формы взаимодействия участников, экономические интересы участников, возможности инновационного развития для участников и региона, информационные потоки, корпоративная культур, условия сотрудничества. Также в статье определены три отраслевые составляющие сферы сервиса, способные развиваться в кластерной форме в российских экономических условиях - туризм, образовательные услуги, научное обслуживание. На примере туристских кластеров, как сервисных кластеров, получивших реальное развитие в регионах России, предложен методический подход к расчету агрегированного показателя инвестиционной привлекательности. Данная методика предполагает учет количественных и качественных показателей, характеризующих ресурсный потенциал ядра кластера, инфраструктурную составляющую, прогнозную результативность реализации инвестиционного проекта, а также оценку возможных рисков по трем направлениям - отраслевые, региональные и общие. Для сравнения количественных и качественных показателей и использования их в расчетах предлагается использовать балльную шкал, где каждому показателю присваивается свой весовой коэффициент на основе метода приоритетов. Данный подход предлагается развить до типовой методики оценки инвестиционной привлекательности сервисного кластера, то есть создать инструмент принятия управленческого решения по применению кластерного подхода к управлению развитием сервиса в регионе.
управление, сервис, кластер, регион, инвестиционная привлекательность.
1. Минаев, В.А., Платонова, Н.А., Погребова, Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014- Т. 8, № 2. - С. 38-48.
2. Мухоморова, И.В., Новикова, Н.Г. Совершенствование механизмов государственного частного партнерства в высшем образовании // Науковедение. - 2014. -Вып. 1. [Электронный ресурс]: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN114.pdf (дата обращения: 25.08.2014).
3. Носков-Дукельский, А.И. Развитие территориальных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05.-СПб., 2011.
4. Носков-Ду келье кий, А.И. Системы конкурентоспособных предприятий в сфере сервиса // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С. 304-306.
5. Платонова, Н.А., Вапнярская, О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. научн. трудов конференции. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2012. - С. 108-111.
6. Платонова, Н.А., Зубакова, Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. -№ 4. - С. 56-60.
7. Портер, М. Конкуренция. -М.: Вильяме, 2005.
8. Федулин, А.А., Гаврилов, А.Ю., Новикова, Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. - 2012. - № 1. - С. 38-44.
9. Федулин, А.А., Платонова, Н.А., Вапнярская, О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. -2012. - № 41. - С. 2-13.
10. Федулин, А.А., Сахарчук, Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, № 2. -С. 49-55.
11. Шнякина, Ю.Р. Организационно-экономический механизм управления региональным сервисным кластером // Вопросы управления. - 2011. - Вып. №2(15). [Электронный ресурс]: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/13/ (дата обращения: 13.08.2014).