Выступления лыжников России на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи признано считать неоднозначными: весьма успешные у мужчин и менее успешные у женщин. Неудачное выступление последних побудило лыжную общественность России, в т.ч. и авторов данной статьи, к поиску негативных причин столько неудавшегося выступления женской команды. Некоторые из них, на наш взгляд, заключаются в отсутствии регулярности и систематичности учебно-тренировочных занятий у лыжниц 16–19 летнего возраста в режиме годичного цикла подготовки, в особенности на летне-осенних этапах тренировок, а также в недостаточности методической литературы и методических рекомендаций по вопросам учебно-тренировочной деятельности на этих этапах подготовки. Наметились тенденции по снижению количества учебных занятий лыжами в вузах, колледжах, школах по программе, утвержденной Министерством образования РФ. А в некоторых районах Российской Федерации отмечается полное отсутствие проведения подобных учебных занятий. Организация и методика проведения учебных и тренировочных занятий с лыжниками младших разрядов на «базовом» летне-осеннем этапе подготовки, с учётом благоприятных погодно-климатических условий и увеличенным световым днём, позволяют занимающимся шире использовать выбор общих и специальных средств и упражнений, применяемых в тренировочном процессе в данный период подготовки, а также более комфортно справляться с тренировочной нагрузкой в дальнейшем, в особенности в период основного «снежного» этапа подготовки. Предлагаемые авторами учебно-методические рекомендации по организации тренировочного процесса лыжников младших разрядов на «базовом» летне-осеннем этапе годичного цикла подготовки с использованием преимущественно средств и упражнений общефизической направленности, а также с учётом разрядной квалификации юношей и девушек позволяют занимающимся выполнять тренировочную нагрузку конкретно по установленным объёмам и временным параметрам. Предложенная авторами тренировочная нагрузка, на наш взгляд, может служить тестовым показателем функционального состояния занимающихся.
тренировочный процесс, летний период, недельный цикл, этап подготовки, физические качества
1. Симон, А.К. Оценка спортивно-технического уровня в массовых лыжных гонках // Теория и практика физкультуры. - 1983. - Вып. 1.
2. Такало, Хелена Лыжня ведет на пьедестал. - М.: ФиС, 1980.
3. Щербаков, Ю.Н., Никанов, И.И. Влияние объёма тренировочных нагрузок и уровня физической подготовленности на результат в лыжных гонках у юношей // Теория и практика физкультуры. - 1975. - Вып. 2.
4. Шипановский, Ю.Д. Применение имитационных упражнений на занятиях по лыжной подготовке в школе при изучении и совершенствовании лыжных ходов // Теория и практика физкультуры. - 1991. - Вып. 4.
5. Харе, Д. Учение о тренировке. - М.: ФиС, 1971.
6. Цильмер, К.К. Исследование влияния скорости передвижения на технику лыжников-гонщиков разной квалификации: автор. дис.... канд. пед. наук. - Тарту, 1975.