Создание эффективных систем управления туризмом является одной из самых актуальных проблем развития туризма. Научное исследование сферы туризма, управленческих факторов, влияющих на ее функционирование и развитие, является неотъемлемой частью изучения состояния и качества социальной жизни. В связи с развитием туризма в различных регионах мира, в том числе и в России, интерес к поиску путей эффективного управления данной отраслью возрастает со стороны как менеджмента туристских организаций, так и органов государственной власти. Они позволяют выявить и устранить недостатки туристкой инфраструктуры, повысить известность и узнаваемость туристских регионов, упорядочить туристский рынок. Одной из наиболее важных функций в управлении туризмом является маркетинг туристского региона. В статье рассмотрены особенности систем управления в туризме. Описывается значение туризма и его позиционирование, эффективные подходы к управлению. Государственное управление туризмом сталкивается с проблемой оценки эффективности развития этой деятельности. Действующие федеральные и региональные программы устанавливают экономические показатели ожидаемых результатов. Проблема разработки социальных индикаторов развития туризма требует научного обоснования и технологий внедрения в практику. Доказывается возрастающая роль системы управления как фактора функционирования и развития туризма, системы управления как механизма, обеспечивающего процесс эффективности управления. Проанализированы функции, выполняемые субъектами, осуществляющими внешнее управление (органы государственной власти), внутреннее управление (профессиональный менеджмент и самоменеджмент на уровне производителей туристских услуг), самоменеджмент потребителей. На основании системы коммуникаций и принятия управленческих решений выделены три вида систем управления в туризме: централизованная, частично-децентрализованная, децентрализованная. Доказывается, что для современного российского туризма наиболее приемлемой является частично-децентрализованная система управления.
виды взаимодействий субъектов управления, виды систем, система управления в туризме
Интенсивное развитие туристской отрасли на рубеже двух тысячелетий превратило ее в прибыльную индустрию производства многообразных услуг для удовлетворения потребностей людей в познании, комфорте, безопасности, отдыхе, что превратило туризм в сферу массового потребления.
1. Дуран, Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. - 191 с.
2. Евдокимов, К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. - Тула, 2005.
3. Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.
4. Кривошеева, Т.М., Маркова, С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)». - В 5-ти ч. - Ч. 3. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.
5. Кривошеева, Т.М., Харитонова, Т.В. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России. Технологии управления социально-экономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 3-х ч. - Ч. III. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.
6. Харитонова, Т.В., Кривошеева, Т.М. Маркетинговые стратегии развития территорий (на примере городов): сб. науч. трудов VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М.: МГУС, 2006.