КООРДИНАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается роль координации в развитии туризма и повышении социально-экономической эффективности туристской деятельности. Определяется понятие «координация» применительно к туристской деятельности. Рассматриваются уровни координации в туризме: глобальный (международный), национальный, региональный (локальный). Дается определение понятию «координационный механизм повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности». Рассматривается его практическое проявление в регионах Прибайкалья (Иркутская область и Республика Бурятия), демонстрирующее, что, несмотря на наличие в данных туристских дестинациях государственных и частных институтов, способных координировать сферу рекреации и туризма, действие координационных механизмов в данных регионах различно. То есть эффективная координация туристской деятельности предполагает не только наличие форм координации, но и некоторых атрибутов, позволяющих характеризовать используемый координационный механизм как действенный. Определяются атрибуты действенного координационного механизма, к числу которых относятся: способность центрального координирующего звена согласовывать цели, бизнес-процессы и действия субъектов сферы рекреации и туризма; наличие единой информационной системы, определяющей способ получения и распределения информации среди субъектов сферы рекреации и туризма; адекватная организационная структура центрального координирующего звена; общая стратегия формирования взаимоотношений между субъектами сферы рекреации и туризма; наличие системы мониторинга координации; неформальные отношения. Проводится анализ соответствия координационных механизмов повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности в Иркутской области и Республике Бурятия атрибутам действенного. Делается вывод, что для повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности важно не только наличие координационного механизма как такового, но и его соответствие атрибутам действенного.

Ключевые слова:
координация, координационный механизм, социально-экономическая эффективность, туристская деятельность, туризм.
Список литературы

1. Абрамова, Т.В. Проблемы и перспективы туристской индустрии в России // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды III Международной научно-практической конференции / Т.В. Акимова. - М.: АНО «Диалог культур», 2008.

2. Боголюбов, B.C. Принципы планирования устойчивого развития туризма в регионе и их взаимосвязь / B.C. Боголюбов, С. А. Севастьянова // Вестник ИНЖЭКОНА. -Сер. «Экономика». - 2006. - № 4. - С. 60-63.

3. Гаценбиллер, Н.Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы: автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2009. - 25 с.

4. Даниленко, Н.Н. Сравнительный анализ туристских кластеров: роль сотрудничества как фактора развития // Экономика региона. - 2014. - №2. - С. 115-129.

5. Даниленко, Н.Н. Обеспечение экологической составляющей устойчивого развития туризма через взаимодействие субъектов туристской сферы в регионе (на примере Прибайкалья) // Известия ИГЭА. - 2013. - №4. - С. 54-61.

6. Даниленко, Н.Н. Туризм и устойчивое развитие региона: социальный и институциональный аспекты. -Иркутск: изд-во БГУЭП, 2013. - 158 с.

7. Дементьева, СВ. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: учеб. пос. - Томск: изд-во ТПУ, 2007.

8. К инклюзивному и устойчивому росту и развитию: потенциальный вклад сектора туризма // Предконференционное мероприятие в рамках подготовки к ЮНКТАД XIII. Резюме, подготовленное секретариатом ЮНКТАД. - Доха, Катар, 21-26 апреля 2012 г. - GE. 12-70083 (R) 240412 240412.

9. Карпова, Е. Г. Развитие сферы туристских услуг крупного туристского центра на основе кластерного подхода: автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2012. -25 с.

10. Пирбудагова, СМ. Стратегическое управление туристско-рекреационным комплексом: автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08. - Махачкала, 2009. - 25 с.

11. Рубцова, Н.В. Координация и ее роль в развитии туризма в регионе (на примере Прибайкалья) // Интеграционные возможности современной экономики: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 13-14 сент. 2012 г. / под науч. ред. М.А. Винокурова, И.В. Цвигун. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2012. - С. 265-271.

12. Рубцова, Н.В. Практическая оценка социально-экономической эффективности сферы рекреации и туризма (межрегиональные сравнения) // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2013. - № 2 (66). - С. 53-67.

13. Царева, Н.В. Организация государственно-частного партнерства в сфере туристских услуг: автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. -СПб., 2012. -25 с.

14. Центральный Интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс]: URL: http://// http://www.infoshos.ru (дата обращения: 20.11.2014).

15. Rubtsova N.V. Identification of Tourist Clusters in the Pribaikal Region // International Journal of Econometrics and Financial Management. - 2014. - Vol.2. - No.4. - PP. 163-167.

Войти или Создать
* Забыли пароль?